Королевский театр оперы
Когда камни разбиты, но память жива
Casa della Giornata и
девиз ее владельцев
На современной улице Республики, которая в разные времена существования старинного города Валлетты носила разные имена (Strada San Giorgio, Rue Nationale, Strada Reale, Kingsway), когда-то стоял дворец семьи Ланфредуччи Casa della Giornata. Это был огромный особняк с прекрасным садом апельсиновых деревьев. Предполагается, что названием дом был обязан семейному девизу владельцев: Alla Giornata — «Живи настоящим».
Здание, занимавшее на тот момент целый квартал, в течение пары сотен лет меняло владельцев и предназначение, а в 1862 году было разрушено, чтобы освободить место для строительства Королевского театра оперы, на долгие годы ставшего музыкальным символом Мальты в период его существования и после его гибели.
Во имя музыки
Причиной строительства нового здания называют увеличение количества поклонников оперного искусства на острове. Говорят, что к середине 19-го века на Мальте было столько ценителей хорошей музыки, что зал Маноэль Театра, открытого в Валлетте в 1732 году, просто не вмещал всех желающих насладиться оперными ариями. В 1860 году губернатор Мальты — сэр Джон Гаспар Ле Маршан — официально одобрил создание нового театра, который будет построен на площадке у входа в Валлетту. Здание было спроектировано английским архитектором Эдвардом Миддлтоном Бэрри, в активе которого уже были несколько известных зданий в Лондоне, включая Ковент-Гарден и Национальную галерею. Проект строительства мальтийского театра в процессе совершенствования претерпел небольшие изменения: с учетом рельефа местности был добавлен высокий подиум к фасаду, что сделало конечный результат еще более грандиозным. Общая стоимость проекта составила 60 000 фунтов стерлингов, что в то время было значительной суммой.
9 октября 1866 года зрительный зал нового театра, рассчитанный более чем на 1000 мест, принял почетных гостей, которые прибыли на первое представление — оперу «Пуритане» Винченцо Беллини.
Музыка после огня
В воскресенье, 25 мая 1873 года, в Королевском театре оперы вспыхнул пожар. Во время репетиции загорелись бумажные декорации. В пламени пострадало внутреннее убранство театра и часть экстерьера.
Через три дня после пожара собрался Правительственный совет, на котором было решено, что театр должен быть восстановлен. Королевский театр оперы был вновь открыт 11 октября 1877 года. Первой постановкой после долгого перерыва стала «Аида» Джузеппе Верди.
Во время существования театра в концертной программе были представлены в основном произведения итальянских композиторов: Доницетти, Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, Джордано. Кроме того, можно было услышать французскую оперу и произведения Вагнера. Значились в программках и имена мальтийских композиторов, таких как Паолино Вассалло, Карло Диаконо и Карло Фламинго.
После закрытия каждого оперного сезона Королевский оперный театр часто использовался для других мероприятий, включая спектакли на английском языке, представленные мальтийским театром MADC, и на итальянском языке, — компанией Карло Гольдони. Случались и вечера русского балета, где блистала княжна Натали Путятина, а также концерты классической музыки.
От мальтийской сцены до Метрополитен-оперы
На протяжении многих лет Королевский оперный театр был местом, куда военные офицеры, члены британской королевской семьи и мальтийские энтузиасты приезжали, чтобы насладиться постановками самого высокого качества как в области музыки, так и в области драмы. Многие зарубежные артисты, в том числе всемирно известный тенор Джованни Зенателло (1876-1949), знаменитая итальянка меццо Джульетта Симионато (1910-2010) и не менее знаменитое бразильское сопрано Биду Саян (1902-1999), ставшие впоследствии звездами Метрополитен-Оперы в Нью-Йорке, начинали свою блистательную карьеру именно в этом театре.
Музы умолкли 9 сентября 1939 года с началом Второй мировой войны, когда музыкантам сообщили, что оперный сезон 1939/40 годов пришлось отменить.
Гибель здания
Вечером во вторник 7 апреля 1942 года театр пережил свою вторую трагедию, которая положила конец его существованию. Театр неоднократно бомбили, в результате часть потолка и угол здания рухнули внутрь, оставив после себя кучу дымящихся обломков. На следующее утро жители Валлетты увидели остатки национального театра. Портик и зрительный зал представляли собой груду камней, крыша — зияющую дыру из перекрученных балок. Но, как утверждают некоторые источники, задняя часть здания была цела.
Для безопасности оперный театр был окончательно демонтирован примерно десять лет спустя, хотя Эдвин Абела, архитектор, который осуществил снос, настаивает на том, что в то время оперный театр еще мог быть отремонтирован. В результате до наших дней дошли только многочисленные коринфские колонны и твердое каменное основание.
Восстановить
нельзя разрушить
В 1953 году шесть известных архитекторов представили свои проекты, чтобы театр был построен заново. Одно из предложений было принято, но затем восстановление театра отменили, сославшись на то, что дел хватает и без того, чтобы строить храмы искусств. Остатки театра стали стоянкой для автомобилей гостей Валлетты.
В 1980-х годах к проекту по восстановлению театра и входа в город был привлечен известный итальянский архитектор Ренцо Пьяно. Он подготовил проект, но и эта идея осталась только на бумаге. Прошло еще 18 лет. В 2008 году появилось предложение построить на месте театра здание Парламента, но Ренцо Пиано решил перенести Парламент на площадь Свободы, которая находится рядом, а руины Оперного театра трансформировать в театр под открытым небом, ссылаясь на то, что, во-первых, участок слишком мал, чтобы вместить здание парламента, как первоначально предполагалось. Во-вторых, по его мнению, для современного театра, со всеми требованиями сегодняшнего дня к театральным помещениям, на месте старого здания просто нет места.
Кроме того, Пиано отметил, что после 60-ти лет споров о будущем оперного театра, его руины уже стали памятником истории. Далеко не все согласились с этими доводами, но театр под открытым небом был официально открыт 8 августа 2013 года. Он был назван Pjazza Teatru Rjal (Королевская Театральная площадь) в честь своего легендарного предшественника.
Споры по поводу восстановления Королевского Театра Оперы продолжались. Кто-то был согласен с тем, что это памятник героической стойкости мальтийцев, проявленной во время Второй Мировой войны, и он может оставаться в этом же состоянии. Кто-то призывал к сбору средств на строительство Королевской оперы.
Так или иначе, идея, ради которой был создан Королевский театр оперы: сотворить место, где станут собираться ценители музыки, — продолжает жить. Каменные здания можно разрушить, но нельзя уничтожить искусство!
В наши дни Pjazza Teatru Rjal — постоянная площадка для концертов. Теплыми вечерами музыкальные композиции с легкостью выплескиваются за стены, которых нет. Поэтому можно спорить о прошлом и будущем здания, а можно следовать девизу семьи Ланфредуччи, дом которых когда-то стоял на этом месте: Alla Giornata — «Живи настоящим».
Изображения публикации
Автор публикации
Читайте также:
Sergey Smbatyan: “I am proud that Armenia has people who are ready to fulfil complicated tasks”
18 июля 2018
Within the framework of the annual Malta International Music Festival and the Armenian Cultural Days in Malta, the Armenian State Symphony Orchestra led by conductor Serg Smbatyan pleased the Maltese audiences and guests with unforgettable musical compositions of world famous composers for 15 days in a row. The Armenian State Symphony Orchestra, which was the orchestra-resident of the festival, performed the symphonic cycle “Images from the Great Siege” by the composer-resident of the Malta International…
Православное Рождество на Мальте: музыка в русской часовне
30 января 2019
В начале мероприятия собравшихся приветствовали Посол России на Мальте Владимир Малыгин и Президент Мальты Мари-Луиз Колейро Прека, которая подчеркнула важность проведения мероприятия для укрепления дружественных отношений между двумя странами.
Модный сезон весна-лето 2021
08 марта 2021
Весна и лето 2021 года несут новизну и свежесть после пандемийного затишья и в сферу моды. Новые решения с оглядкой на события прошедшего года не заставили себя ждать. О тенденциях грядущего модного сезона рассказываем в статье.
Как ухаживать за «зеркалом тела»
02 октября 2019
Если глаза — зеркало души, то кожа — зеркало нашего тела. Речь пойдет о проблемной коже. На вопросы «Мальтийского вестника» ответит врач-дерматолог Асламазян Лианна Камсаровна.
Звездный час мальтийских рыцарей – Великая Осада
15 июня 2017
Роскошные красные плащи с белыми крестами, знак принадлежности к военно-монашескому Ордену госпитальеров (иоаннитов), жители Мальты впервые увидели в 1530 г. Тогда император Священной Римской империи Карл V подарил ордену во владение Мальту и несколько соседних островов.
Памяти Оливера Фриджиери
05 декабря 2021
Мир народа, мир нации. Мы говорим о «картине мира» народа, когда обсуждаем условия создания произведений творцами той или иной страны. И добавляем — «его художественная картина мира», — анализируя творчество конкретного писателя или поэта. И чем больше масштаб личности творца, тем сложнее и важнее разобраться в нюансах жизни и деятельности создателя произведений.