Мальтийские лодки: «Глаз Озириса» и женские имена
Запах моря, острый и волнующий, как тайна, и мальтийские лодки «луццу» в национальных цветах, с глазом Озириса на корме… Такие лодки, похожие на венецианские гондолы, — символ Мальты. На них очень любят кататься туристы: по Большой Гавани Валлетты и не только. На них рыбаки заплывают далеко в море — за уловом. Роспись этих лодок глубоко символична, причем символичен не только глаз Озириса, но и выбор цветов. Как правило, это оранжевый, голубой и красный. Почему же мальтийские лодки раскрашены именно так, и что означают изображенные на них символы? Попытаемся разобраться.
Всевидящее Око
Глаз Озириса или Око Гора — это оберег, защищающий лодку и ее хозяина от всех напастей. Перед нами очень древний символ. Уаджет (Уджат, око Ра или глаз Ра) — этот символ возник в Древнем Египте. Левый глаз бога Гора, изображавшегося в виде сокола, был выбит, когда Гор сражался со злым божеством, покровителем смерти и пустыни Сетом.
Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый — Луну. Бог мудрости и письма Тот, изображавшийся в виде огромного павиана, вылечил Гору его глаз. В результате исцеленный орган стал олицетворять мудрость, порядок, плодородие, успех. Египетские фараоны и знатные люди великой державы на Ниле носили изображение Ока Гора как амулет. Считалось, что он оберегает обладателя от зла и напастей.
Как же древнеегипетский символ попал на мальтийские лодки? Считается, что через Финикию. Финикийцы, властители Средиземноморья, чья власть оспаривалась только римлянами, доплыли до острова Мальта и долгое время были здесь хозяевами. Они тоже изображали на своих лодках и кораблях «Всевидящее око». Веками мальтийские рыбаки снова и снова наносили на свои лодки (по-мальтийски — luzzu) этот древний символ. Без него они не выходили в море: не будет удачи! Обычно Глаз Озириса рисовали на носу лодки.
Иногда, впрочем, Уаджет считался не мужским, а женским символом. Его связывали с древнеегипетской богиней истины Маат, дочерью Верховного бога Ра. Тогда «Всевидящее око» называли «Глазом Ра». Жители долины Нила верили, что богиня Маат пересекает небесный океан в своей ладье, а вместе с ней — бог мудрости Тот.
В христианстве есть подобный символ, имеющий графическое начертание глаза в треугольнике. Это Всевидящее Око, взирающее на нас с небес и видящее наши земные дела.
Лодки, ладьи, Лебедушки
Традиционные лодки луццу можно увидеть в Марине (недалеко от Флорианы и Валлетты), в рыбацкой деревне Марсашлокк и еще во многих уголках острова. Раскрашены лодки в яркие цвета: синий, цвет моря и неба, и оранжевый — цвет солнца, солнечной энергии. Иногда встречается красный — цвет земной энергии, страсти и жизни. Сверху обычно — оранжевый, снизу — синий.
Мальтийские лодки — это не просто подобие венецианских гондол. Это, как считают местные рыбаки, одушевленные существа. У каждой из лодок есть свое имя — как правило, женское. Лодки вообще с древности принято называть женскими именами. Как у славян — ладья, Лебедушка, Лебедь. Символ странствия из жизни в вечность.
Тартаны, тартанеллы и бригантины
А вообще мальтийские лодки — это и фелуки (фелюки), и спрунары, и тартаны, и бригантины. А еще — фарелла, дайса, луццу, кайк, тал-латини. В наше время продолжают строить луццу, дайсы и спрунары, редко — фелуки и тал-латини.
Одним из прототипов луццу является прованская лодка. Прованс — это Южная Франция, сияющий Лазурный берег. Такие лодки можно увидеть не только на Мальте и на Лазурном берегу прекрасной Франции, а в Италии и Греции, Испании и Португалии.
Перед нами мореходные лодки «с симметричными образованиями носа и кормы, плавным сопряжением киля со штевнями». Так пишет А.В. Трифонов в своей книге «Мальтийские лодки. Шедевры Средиземноморья». А еще луццу напоминают «кано» (canot) — шлюпку вельботного типа, которая применялась на французских галерах.
Среди моряков Ордена иоаннитов прованские лодки — фелуки — были очень популярны. При этом различали золоченые фелуки — парадные, применявшиеся Орденом в торжественных целях, и черные, которые использовались галерным флотом рыцарей как вспомогательные гребные суда. Золоченые фелуки выполняли церемониальные функции. На них перевозили почетных пассажиров, славных гостей Ордена иоаннитов.
У сицилийцев с 13 столетия появились лодки барчеты (barcheta). У барчеты и луццу есть сходные элементы: «запалубленные участки в носу и корме, высокие штевни, острые очертания оконечностей при значительной относительной ширине» (А.В. Трифонов).
А еще ближайшие родственницы мальтийских лодок красавицы-бригантины схожи с лебедями. Кстати, в слове «бригантина» нет ничего красивого: оно происходит от французского «brigand» — разбойник. То есть бригантина — это разбойничий корабль.
А еще бригантина — это разбойничья одежда, а именно — доспехи, закрепленные на кожаной основе металлические пластины, покрытые с лицевой стороны тканью. Такие доспехи легко маскировались под обычную одежду и использовались «лихими людьми», разбойниками, бригандами.
Бригантинами на Средиземноморье называли самые разные суда: фелуку, тартану, шебеку, бриг. А потом это название закрепилось за шхуной-бригом, у которой прямые паруса на фок-мачте и гафельные — на гроте.
В Мальтийском Морском музее можно увидеть самые разные корабли: например, тартарону с грузоподъемностью до ста тонн, небольшую тартанеллу и маленькую тартарину. Беспалубные тартанеллы и тартарины перестали строить с середины девятнадцатого века. Но они навсегда остались в истории.
А еще были фареллы (или фериллы) — лодки, применявшиеся на Мальте для пассажирских перевозок. Их можно было узнать по изогнутым штевням. Вертикальный штевень уменьшенной высоты и называли «луццу» (luzzu). Это название потом стало общим для мальтийских лодок.
Не гондолы, но даже лучше!
Луццу похожи на венецианские гондолы, только мальтийские моряки не поют оперные арии и любовные песни. Хозяева луццу, которые пригласят вас на морскую прогулку по Большой Гавани или Марине, не столь артистичны, как венецианские гондольеры, но очень надежны. Они — подлинные, просоленные волнами моряки, потомки финикийцев, властителей Средиземноморья, и наследники морской славы Ордена св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты.
А «Всевидящее око» на носах их лодок и небольших кораблей говорит о том, что и судно, и моряки, и пассажиры находятся под Божьей защитой. Счастливого вам плавания и благополучного возвращения в родную гавань!
Автор публикации
Читайте также:
Мария-Луиза Колейро Прека, Президент Мальты: Я восхищаюсь богатой историей России
25 июля 2017
В преддверии дипломатического юбилея нашему журналу выпала честь взять небольшое интервью у Президента Мальты, госпожи Марии-Луизы Колейро Прека.
Имя существительное
10 сентября 2017
Мы продолжаем наше знакомство с грамматикой мальтийского языка, начатое в №4 (июль 2017). В этот раз рассмотрим имя существительное.
Мальтийский международный органный фестиваль—2017
21 января 2018
Солист Свердловской государственной академической филармонии, выдающийся музыкант, организатор Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха Bach-Fest в Екатеринбурге Тарас Багинец считает орган продолжением и выражением собственного «я», а свою творческую индивидуальность— неотделимой от этого инструмента.
Вечер оперы в Валлетте
07 декабря 2018
Оперные арии в исполнении великолепного сопрано Андрианы Фенек-Йордановой прозвучали 23 ноября в Российском центре науки и культуры в Валлетте на концерте «Любимые оперы Мальты»
Армине Григорян: Музыка передается от сердца к сердцу, от души к душе»
29 июня 2018
Одним из ярких событий Дней армянской культуры на Мальте стало открытие фотовыставки, посвященной Араму Хачатуряну. Материалы были подготовлены Домом-Музеем Хачатуряна в Ереване. В экспозиции были представлены редкие фото, с течением времени ставшие настоящими раритетами. О деталях подготовки выставки рассказывает Армине Григорян, директор дома-музея Арама Хачатуряна, пианистка, профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, лауреат международных конкурсов, пианистка Трио имени…
Максим Венгеров: «Мне не скучно играть концерт Чайковского даже в тысячный раз»
02 мая 2018
Скрипач Максим Венгеров, один из самых знаменитых учеников профессора Захара Брона, в раннем детстве покорил сначала Новосибирск, а за ним – Москву, да и весь мир. Слава вундеркинда его не сломила, он до сих пор совершенствует и без того блистательное мастерство, осваивает новые профессии; он и сейчас студент.