Мальтийский международный музыкальный фестиваль девятый год подряд сулит удовольствия самой высокой пробы

11 марта 2020 /
  1. Наши проекты
  2. Скоро на Мальте
  3. Статьи
Мальтийский международный музыкальный фестиваль девятый год подряд сулит удовольствия самой высокой пробы — Мальтийский вестник

МММФ 2020, как и его предшественники, манит целой россыпью звездных имен —будто напоминая о том, что в эти весенние дни над островом восходит созвездие Плеяд. Плеяда выдающихся музыкантов, среди которых и восходящие звезды, и магистры звучащих сфер, сблизят хрестоматийное и современное, убеждая, что мэтры прошлого совсем не прочь встретиться со своими последователями; разве что удивиться тому, что в 21 веке композиторы вновь возвращаются к мелодии и романтическим порывам — как это делает композитор-резидент фестиваля Алексей Шор, автор музыки, приятной во всех отношениях.

Главный козырь фестиваля — необычность программ, где смешиваются эпохи, стили и жанры, где всегда найдется место поиску и эксперименту, где академизм соседствует с неформальным и нестрогим, где можно сравнить интерпретации одного и того же опуса представителями разных исполнительских школ. События здесь на любой вкус, будь то эстетский, традиционный или склонный ко всему новому. Однако всякий раз Мальтийский фестиваль ошарашивает сюрпризами. В программе грядущего оказалось неожиданно много вокальной музыки самого разного толка — от оперных арий до народных песен. Многие из них европейский слушатель откроет для себя впервые, дивясь тому, сколь искусно можно перевести академический разговор в плоскость world music.

Вокальные «Озарения»: дух и буква

Вокальная музыка представлена на фестивале во всей красе, причем порой звучащее слово присутствует в концертных программах наравне с бессловесными опусами (отчего-то вспомнились слова Лермонтова в письме к Марии Лопухиной о том, что следовало бы в письмах помещать над словами ноты). Выговориться всласть певцам и певицам — а среди них солистки местного театра Маноэль, в том числе молдавско-мальтийское сопрано Татьяна Лисник,

 Андриана Фенек-Йорданова

болгарско-мальтийское сопрано Андриана Фенек-Йорданова и уроженки острова, меццо-сопрано Клэр Гиго и сопрано Джиллиан Заммит (отметим, что мальтийские певцы успешно выступают в оперных театрах по всему миру, включая Ковент-Гарден) — не составит труда, поскольку опусы им предоставлены интереснейшие. К примеру, Джиллиан Заммит споет идеально заточенные под слушательские восторги «Озарения» (они же «Иллюминации») Бриттена для сопрано с оркестром. В этом вокальном цикле на стихи в прозе Артюра Рембо голос парит в невесомости, срываясь порой на крик и даже на визг в передаче загадочных извивов авторской мысли: «Как только сошла на нет идея Потопа, заяц в зарослях замер люцерны и колокольчиков движимых ветром, к радуге сквозь паутину молитву свою обратил. О! драгоценные камни, что прятались (в травах), — цветы, что раскрылись уже» (цитируется в переводе Евгения Шешина).

Татьяна Лисник

Татьяна Лисник и вовсе одарит прелестными французскими штучками вроде «Чудесного вечера» Дебюсси и «Дорог любви» Пуленка — наравне с романсом «Не пой, красавица, при мне» девятнадцатилетнего Рахманинова, «Утром» Рихарда Штрауса и знаменитым вальсом для голоса «Поцелуй» (Il bacio) Луиджи Ардити. Совсем другое дело — программа Клэр Гиго и Андрианы Йордановой, где можно совершить путешествие от исторических памятников до модных шлягеров: сочинения Генделя, Моцарта, Пуччини, Россини, Беллини, Чилеа, Бизе, Оффенбаха, Кальмана, а также Винченцо Ди Чиара, чья песня La Spagnola облетела весь мир. Мужское начало представляет звездный мальтийский тенор Нико Дарманин, которому выпало петь в одном концерте с российско-чешским сопрано Вероникой Джиоевой; их полуторачасовой контакт со звучащим словом включает веризм, бельканто, изыски французской оперы и пару-тройку сюрпризов на десерт.

Восходящие звезды: музыканты нового времени

Даниэль Лозакович

Как и прежде, Мальтийский фестиваль предоставляет слушателям уникальную возможность открыть для себя самых многообещающих музыкантов нового времени. Главный юный герой грядущего МММФ — очаровательный 18-летний скрипач-вундеркинд из Стокгольма Даниэль Лозакович, сенсация нынешнего скрипичного мира, самый молодой музыкант в истории, ставший эксклюзивным артистом Deutsche Grammophon. На скрипке он играет с семилетнего возраста, уже выступал как солист по всей Европе с престижными оркестрами, победил на конкурсе «Щелкунчик» в 2011 и на Международном конкурсе молодых скрипачей Владимира Спивакова в 2016 — наградой ему стал инструмент итальянского мастера XIX века Карло Джузеппе Оддоне, был удостоен Гран-при во всех категориях на Международном конкурсе «Охридский жемчуг» в Македонии, премии «Юный артист года 2017» на Фестивале Наций и премии Excelentia, учрежденной ее Величеством Королевой Испании Софией. Играл на крупнейших международных фестивалях, таких как Вербье, Экс-ан-Прованс, фестиваль имени Менухина в Гштааде, Martha Argerich Project в Лугано, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге и прочая, прочая. У него потрясающая техника, идеальная интонация, уверенный, мощный, чистый, теплый звук. Его с самого детства воспринимают всерьез, поскольку он очень серьезный художник; кто-то пытается сравнивать его с Яшей Хейфецем — хотя он прекрасен сам по себе, и сравнений никаких не требуется. В последнее время Даниэль играет на Страдивари ex-Baron Rothschild 1713 года; в его интерпретации прозвучат «Фантазмы» Алексея Шора для скрипки с оркестром и Третий, соль-мажорный Скрипичный концерт Моцарта. За пультом — дирижер из Хорватии Миран Ваупотич, тот самый, что записал с Лондонским симфоническим нашумевший альбом «Чайковский» на PARMA Recordings.

Еще один молодой герой МММФ — французский виолончелист Виктор Жюльен-Лаферьер, первый в истории победитель конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе в категории «виолончель» (в 2017 году участники конкурса впервые состязались в этой номинации). Его инструмент в буквальном смысле поет, его игра пленяет музыкальностью и грацией, хотя сам Жюльен-Лаферьер, называя среди своих кумиров Пабло Казальса, говорит, что, подобно ему, не хочет «вносить эмоции туда, где их не должно быть в музыке». В отличие от многих сверстников, Виктор признается, что слушает исключительно классику, не интересуется ни роком, ни поп-музыкой, ни громкими именами — даже виолончель его, по словам Жюльен-Лаферьера, была изготовлена в 1700 году анонимным итальянским мастером. Между тем два его альбома — с записями сочинений Брамса 2014 года и с записями Брамса, Франка и Дебюсси 2017 года — уже принесли ему престижную французскую награду Diapason d'Or.

С Мальтийским филармоническим оркестром под управлением Рустема Абязова Виктор Жюльен-Лаферьер сыграет «Музыкальное паломничество» Алексея Шора — сочинение канонических пропорций, способное послужить символом музыкального равновесия. На прошлом фестивале этот опус звучал в исполнении румынского солиста Андрея Ионицы; тем интереснее услышать его в иной версии. И совсем уж интересно, что на Девятом МММФ «Музыкальное паломничество» прозвучит дважды: свою интерпретацию предложит великолепный российский виолончелист Борис Андрианов, худрук и вдохновитель проекта Star Generation, который поощряет талантливых молодых музыкантов из всех городов и регионов России (за этот проект в 2009 году Андрианов был удостоен премии РФ в области культуры). Такие вот необычные пересечения ожидают нас на фестивале, и не только — читайте дальше.

Звезды черно-белых клавиш

Пианисты, прекрасные в любом репертуаре, на сей раз предпочитают романтику — гостям фестиваля выпадет шанс услышать в их трактовке множество опусов «поэта фортепиано». Первый фортепианный концерт Шопена ожидает нас в прочтении потрясающей российской

Екатерина Мечетина

пианистки Екатерины Мечетиной. И это интересно уже само по себе, поскольку ее нешаблонные трактовки часто обнуляют опыт прежних отношений музыкантов с тем или иным сочинением. Музыкант невероятного обаяния, Мечетина наделена не только мощной интуицией, но и могучим разумом, и человеческой красотой. Выпускница Московской консерватории и аспирантуры (где ее наставником был профессор Сергей Доренский), а ныне и преподаватель МГК, она уже в 10 лет дала свой первый сольный концерт, тогда же стала обладательницей Гран-при конкурса «Премия Моцарта» в Вероне и рояля Yamaha в качестве награды в придачу. В 16 лет оказалась самым юным лауреатом Международного конкурса пианистов имени Бузони в Больцано, далее побеждала на несметном количестве состязаний, выступала с ведущими оркестрами, а летом 2010 года сыграла в Стокгольме на приеме по случаю свадьбы шведской принцессы Виктории. Помимо прочего, она занимается развитием системы детского художественного образования в России и социальными музыкальными проектами. Разумеется, кому, как не ей следовало вручить орден имени ее тезки Екатерины Великой III степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства»? К слову, Екатерина Мечетина удостоена и премии Президента России за 2010 год «за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства», она входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России и является сопредседателем Совета по музыкальному образованию при Министерстве культуры России. Честь ей делают не только многочисленные награды, но и то внимание, которое она уделяет нетронутым, заповедным местам в музыкальном искусстве, исполняя репертуар, выходящий за традиционные рамки.

Невероятно яркая, способная блестяще сыграть опус любой степени сложности — примером тому история, когда она за две недели выучила сложнейшую программу из фортепианных сочинений Родиона Щедрина, чтобы заменить внезапно занедужившего пианиста (немудрено, что вскоре Щедрин доверил Мечетиной премьерное исполнение своего Шестого фортепианного концерта в Концертгебау), она пленяет не только человеческим, но и звуковым обаянием, каким-то особенным, своим отношением к звуку. По словам самой Екатерины, философия истинного музыканта заключается в том, что совершенству нет предела. Именно этим принципом она руководствуется в своей жизни и в искусстве. Ей претит жеманство, она предпочитает мужскую манеру игры на фортепиано, подобно лучшим пианисткам нашего времени, таким как Марта Аргерих. Что же касается незаслеженности трактовок, то, как точно выразился один дирижер, ее рецепт очень прост и вместе с тем очень сложен — максимально придерживаться авторского текста, не выдумывая лишнего.

Дмитрий Алексеев

Иной Шопен, уже в виде мазурок, полонезов и фа-диез мажорной Баркаролы («Мне кажется, это любовный дуэт… Баркарола написана примерно за три года до смерти, и я всегда думаю о том, что человек обреченный, угасающий написал такой гимн любви, такое по-настоящему жизнеутверждающее сочинение!», — эти слова Якова Флиера вошли в историю, оттого удержаться от того, чтобы процитировать их, невозможно), восхитит гармонией в клавирабенде Дмитрия Алексеева (Россия / Великобритания). Собственно, программа клавирабенда — это, ни много ни мало, и «Крейслериана» Шумана, и — ценители, трепещите — Скрябин: будут нам и прелюдии, и вальсы, и поэмы. Аристократ звука, Алексеев неизменно пленяет аудиторию поэтичностью и какой-то особой исповедальностью; качества, незаменимые для исполнения «Крейслерианы», герой которой живет возвышенным и вдохновенным. Кстати, все три героя концерта Дмитрия Алексеева были выдающимися пианистами, и в процессе сочинения исходили из самой природы фортепиано, добиваясь при этом порой удивительных оркестровых эффектов.

А вообще-то один из самых уважаемых музыкантов мира Дмитрий Алексеев, чьи записи прелюдий Рахманинова удостоены премии Эдисона, а завершенные недавно записи всех фортепианных сочинений Скрябина бесспорно получат немало наград. Профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне, он наделен столь острым стилистическим чутьем, что воздействует на слушателя почти гипнотически. Невероятный музыкант, непосредственный и экспрессивный, он играет столь интересно и мощно, что иногда хочется сравнить его с Горовицем — во всяком случае, когда речь идет о «Крейслериане».

Филипп Копачевский, любимый всем миром, а особенно в Японии, где он записал диск с произведениями Шопена, повторит собственный прошлогодний триумф, исполнив Travel Notebook («Путевой дневник») Алексея Шора — поэтичнейшую сюиту для фортепиано с оркестром. Это своего музыкальная рефлексия или, если угодно, размышление автора о тех городах, где ему довелось побывать; преображенные композиторским мышлением, в нотах отражаются Барселона, Рим, Париж, Венеция, Аскот, Равенна и прочие чудесные места; даже не столько города, но их тон, характер, звучание. Два года назад мне довелось слышать это произведение в исполнении другого солиста, Дениса Кожухина, а затем в записи — Ингольфа Вундера, и всякий раз это сочинение звучит иначе. Год назад Филипп Копачевский, вдохновенный, порывистый, манерой игры и всем своим обликом — от длинных волос до бесконечно длинных пальцев — напоминающий Ференца Листа за роялем — идеально разобрался во всех тонкостях сюиты Шора, и, опять же, абсолютно по-своему. Тогда мне отчего-то вспомнились портреты стран и городов Пины Бауш, красивые пластические монологи, зыбкие и текучие, имеющие весьма опосредованное отношение к реальности; где-то на периферии сознания возникали мысли о том, какая у пианиста изысканная фразировка, как ошеломительно свежи его пассажи и как технично летают его руки над клавишами — вот, глядите-ка, двойной содебаск; а это, конечно же, жете; ну а это перекидное субресо, не так ли?

Маги и чародеи

Сергей Смбатян

Из гарантированных чудес — заключительный концерт фестиваля под руководством маэстро Сергея Смбатяна, главного дирижера Государственного симфонического оркестра Армении, который в сентябре минувшего года возглавил еще и Мальтийский филармонический. В программе плещется «Море» Дебюсси и играет в соблазн гипнотическое «Болеро» Равеля (хотя, как оно будет у Смбатяна, затейника и чародея, знать заранее никак нельзя). Пандан равелевскому танцу составит Концерт для скрипки с оркестром «Фантазмы» композитора-резидента Мальтийской филармонической академии Алексея Шора, где водят хороводы нимфы и грации, да и вполне земные девушки пускаются в задорный пляс.

Уйти вместе с ними от обыденности предложит солирующий скрипач Сергей Догадин, победитель множества конкурсов, в том числе обладатель Первой премии и золотой медали XVI Международного конкурса имени Чайковского, исполнитель невероятно высокого уровня, наделенный особой харизмой. Одно лишь перечисление его регалий заняло бы солидную территорию журнального пространства: Догадин является стипендиатом Министерства культуры России, лауреатом премии Общества Моцарта в Дортмунде (Германия), лауреатом премии, учрежденной маэстро Юрием Темиркановым, лауреатом премии Президента России etc. Выпускник множества престижных вузов, ученик нескольких профессоров, в том числе Максима Венгерова и Бориса Кушнира, он и сам является приглашенным профессором Международной академии искусств Лянчжу (Китай) и Музыкальной академии Gracias в Школе Маханаим (США). Несколько фестивалей удостоили его чести сыграть на скрипках Никколо Паганини и Иоганна Штрауса, а сингапурская компания The Rin Collection предоставила в его распоряжение скрипку Доменико Монтаньяны — венецианский раритет 1721 года. Будет любопытно сравнить его прочтение «Фантазмов» Алексея Шора с трактовкой юного Лозаковича, так что советую непременно посетить оба концерта.

Звездные составы

Иным музыкантам звездной плеяды предстоит действовать в разных музыкальных ситуациях: к примеру, трио Борис Андрианов — Филипп Копачевский — Сергей Догадин, которые окажутся втроем не сразу, а за три дня до окончания фестиваля. Примечательно, что Андрианов играет на виолончели Доменико Монтаньяны, а Догадин — на скрипке работы того же мастера, как уже отмечалось выше. Музыканты предложат публике Семь пьес для фортепианного трио Алексея Шора и ля-минорное Трио Петра Ильича Чайковского «Памяти великого художника». Созданное как дань памяти безвременно ушедшего друга композитора Николая Рубинштейна, это трио-эпитафия неизбежно вызывает в памяти имена Яши Хейфеца — Григория Пятигорского — Артура Рубинштейна, чья интерпретация трагедии Чайковского считается вершиной субъективного высказывания трех гениев. С той поры исполнители трактуют ля-минорное трио по-разному: у кого-то — музыкальное надгробие, у кого-то — обещание вечной жизни. Так что готовьтесь к неожиданностям.

Вот вам еще из разряда таковых — любопытнейшее трио KlaViS из Австрии, в котором играют пианистка, скрипачка и… саксофонист. А именно: Сабина Хасанова (фортепиано), Дженни Липпл (скрипка) и Миха Ферк (саксофон). Собственно, название трио — не что иное, как аббревиатура: Klavier, Violin, Saxophone. Сия уникальная комбинация инструментов сразу привлекла к троице внимание знатоков и меломанов, а благодаря увлекательным и креативным программам KlaViS слушатели на их концертах охотно отправляются в путешествие по разным музыкальным мирам, перемещаясь от элегантной классики к додекафонии, из романтизма в стихию народной музыки, ну и, разумеется, знакомятся с новыми шедеврами ныне живущих композиторов. К примеру, Алексей Игудесман посвятил трио KlaViS композицию Take It To Eleven — взрывной коктейль взаимосвязанных ритмов и диких экзотических мелодий, чье название позаимствовано у культового фильма «Это — Spinal Tap!» (сатирической псевдодокументальной ленты о вымышленной рок-группе), а Ришар Дубуньон — Mikroncerto lllb. Многие опусы австрийские умельцы доносят до публики в собственных аранжировках, поскольку ни Брамс с Шостаковичем, ни Гайдн с Рахманиновым не сочиняли трио с участием саксофона. Заметим, что неожиданный инструментарий привносит в привычные шедевры свежий и благородный звук, которому не в силах противиться даже убежденные консерваторы.

На Мальте молодые австрийские музыканты исполнят удивительно изящное и слегка шаловливое Кегельштадт-трио Моцарта, написанное гением за игрой в кегли; изначально оно сочинялось для кларнета, альта и фортепиано, причем Моцарт был первым, кто использовал подобный инструментальный состав — ну а в 21 веке первым стал Миха Ферк, аранжировавший Моцарта для саксофона. Кроме того, трио KlaViS намерено впечатлить Трио op. 108 для скрипки, кларнета и фортепиано забытого австрийского гения Эрнста Кшенека и Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано Шостаковича — не забудьте мысленно заменить кларнет и виолончель саксофоном, как это сделал Миха Ферк. Он же поднесет публике и собственный опус: Reflection No 1 для скрипки, альт-саксофона и фортепиано.

Но не тройками едиными: итоги фестивального апреля подведет концерт с участием замечательного итальянского дуэта — кларнетиста Антонио Тинелли и пианиста Джулиано Маццоканте. На диво гармоничные и обаятельные, эти двое появились на международной арене с записью альбома, посвященного Иоганнесу Брамсу, затем сотрудничали с легендарным немецким кларнетистом Карлом Лейстером, с которым выпустили диск Trio Leister-Tinelli-Mazzoccante — причем это единственная запись Лейстера в формате ансамбля двух кларнетов и фортепиано. На МММФ итальянский дуэт с казанским оркестром La Primavera исполнит «Увертюру на еврейские темы» Прокофьева, Интродукцию, тему и вариации для кларнета с оркестром Россини и «Сюиту для струнных и фортепиано» 1925 года (без кларнетиста) Марио Пилати — итальянского композитора первой трети XX века, прожившего всего 35 лет.

К слову, если уж мы заговорили о кларнетистах, самое время упомянуть Бориса Аллахвердяна — первый кларнет Лос-Анджелесской филармонии, в прошлом — ведущий кларнет оркестра Metropolitan Opera сыграет Концерт для кларнета с оркестром Алексея Шора. Еще один яркий армянский музыкант представляет категорию «Скрипка и немножко нервно»: скрипач Гайк Казазян, лауреат многочисленных конкурсов, преподаватель Московской консерватории, представит сложную, оригинальную версию «Морских пейзажей» Алексея Шора, вдохновленных жизнью на берегах Средиземного моря и его дарами. В тот же вечер на сцену выйдет мальтийская скрипачка Марселин Аджус, которая в возрасте 26 лет получила пост руководителя местного филармонического оркестра, должность, которую до сих пор занимает; в ее исполнении прозвучит Скрипичный концерт Мендельсона.

У каждого фестиваля — особая тональность

На Девятом МММФ тон задает Казанский камерный оркестр La Primavera, что в переводе означает «Весна» (вот и гадайте, мистика ли это или счастливая случайность). Собственно, оркестр La Primavera под управлением Рустема Абязова станет главным фестивальным героем. La Primavera играет почти на всех концертах (за некоторыми исключениями, о которых позже). В эти дни казанскому оркестру предстоит не только исполнять интереснейшие программы, не только сопровождать выступления блистательных солистов, но и наблюдать за своим пультом разных дирижеров, что уже вызывает неподдельный интерес.

Казанский камерный оркестр La Primavera

«Если бы в Казани не было такого оркестра, его стоило бы придумать», — сказал, выходя с концерта La Primavera, кто-то из гостей столицы Татарстана. Этот камерный коллектив, возникший в 1989 году благодаря инициативе известного музыканта Рустема Абязова, считается одним из лучших в России. В его репертуаре — сочинения европейских, русских и татарских композиторов, а стилевые предпочтения простираются от барокко до джаза. Основатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер оркестра Рустем Абязов, признанный «дирижером года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» (вообще-то регалий, каковыми он обладает, не счесть: народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии имени Тукая и прочая, прочая), использует все возможности камерного состава — его интерпретации неизменно удивляют оригинальным подходом к тому или иному опусу, будь то венская классика, нововенский авангард или венский вальс, а также сочинение любой другой культуры, вписанное в реестр непреходящих классических ценностей. Не случайно в Казани существует «Абязов-фестиваль», посвященный синтезу различных культур; существует в татарской столице и фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»), который ежегодно знакомит публику с творчеством современных исполнителей на струнно-смычковых инструментах, поскольку Рустем Абязов — не только дирижер, но и превосходный скрипач, выпускник Московской консерватории по классу профессора Ирины Бочковой, и композитор, и искусный аранжировщик.

В дни фестиваля худрук казанского оркестра не раз уступит место за пультом La Primavera зарубежным коллегам. Уже следующим вечером его займет дирижер из Хорватии Миран Ваупотич — тот самый, что записал с Лондонским симфоническим нашумевший альбом «Чайковский» на PARMA Recordings. Славен он и своей игрой на аккордеоне, не раз приносившей ему престижные награды вроде «Кубка мира» и «Трофея мира» (на этих международных конкурсах аккордеонистов он даже был удостоен Гран-при) и звания Артиста года в 2008. Выпускник Музыкальной академии Ино Миркович в Ловране, аккредитованной при Московской госудаственной консерватории, ныне он занимает пост главного дирижера Загребского симфонического оркестра и является главным приглашенным дирижером Русского симфонического оркестра имени Прокофьева. Затем казанский оркестр перейдет в руки итальянца Джанлуки Марчано, в настоящее время — главного дирижера Сербского национального театра в Нови-Саде, худрука фестиваля Аль-Бустан в Бейруте, основателя и художественного руководителя фестиваля Suoni dal Golfo в Леричи и главного приглашенного дирижера Национального академического Большого театра Беларуси. Далее на дирижерском подиуме La Primavera окажется Михаэль Цукерник, который в юности стал самым молодым солистом Израильского симфонического оркестра Ришон-ле-Циона, где исполнял партии на ударных инструментах, а ныне проживает в Швейцарии и руководит основанным им же Филармоническим камерным оркестром Берлина. Следом настанет черед Дмитрия Яблонского, известного дирижера и виолончелиста, выпускника Джульярда и Йеля, сына знаменитой пианистки Оксаны Яблонской, который с недавних пор поселился в Израиле и ныне заведует кафедрой международных отношений в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете, где преподает виолончель и камерную музыку. Кроме того, Яблонский назначен худруком Международного фестиваля классической музыки Wandering Music Stars, который проходит в разных городах Европы и Израиля и неизменно предлагает незаурядные концертные программы с участием лучших музыкантов мира. (Отмечу, что фестиваль Wandering Music Stars, как и МММФ, проходит благодаря Европейскому Фонду Поддержки Культуры во главе с Константином Ишхановым.) Продолжит эстафету маэстро Алан Киркоп — известный мальтийский дирижер и пианист, которого часто можно увидеть за пультом Королевского филармонического оркестра в Лондоне и оркестра Софийской филармонии, а также многих прочих коллективов, не говоря уже о Мальтийском филармоническом. Алан Киркоп дирижирует и оперными постановками, и премьерами сочинений современных авторов, и концертами в жанре crossover. Выпускник Лионской консерватории и Музыкальной академии имени Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, где он получил две магистерские степени — по фортепиано (класс профессора Кристофа Тауберта) и дирижированию (класс профессора Герта Банера), а также специализированного курса оркестрового дирижирования под руководством профессора Уроса Лайовича в Высшей школе музыки в Вене, Алан Киркоп является советником правительства Мальты в области музыкального образования, директором Школы визуальных и исполнительских искусств при Министерстве образования и художественным руководителем Европейского Фонда Поддержки Культуры.

Произойдет и обратная связь: Рустем Абязов займет место за пультом Мальтийского филармонического оркестра, причем островной коллектив в этот вечер исполнит, помимо прочего, «Симфонические откровения» Рашида Калимуллина, председателя Союзов композиторов Татарстана и России, а также концертную версию фрагментов балета «Шурале» Фарида Яруллина. Концерт для виолончели с оркестром «Музыкальное паломничество» Алексея Шора — сочинение канонических пропорций, способное послужить символом музыкального равновесия и родства культур — гармонично довершит программу вечера. А через день Мальтийский филармонический и дирижерская палочка будут переданы в руки чешского маэстро Ярослава Кызлинка родом из Брно, который, между прочим, в бытность свою главным дирижером и худруком Брненской оперы подготовил мировую премьеру оригинальной версии «Путешествия пана Броучека на Луну и в 15 век» Яначека. Позже Кызлинк побывал главным дирижером Национального оперного театра в Праге и Словенского национального театра в Любляне, сотрудничал с прочими театрами и симфоническими оркестрами, а ныне преподает в Университете исполнительских искусств Братиславы. Учитывая особые отношения дирижера с театральным миром, сюита из балета Алексея Шора «Хрустальный дворец» в его видении (действие разворачивается в XVIII веке, во времена правления Анны Иоанновны, а сюжет посвящен свадьбе придворных шутов в ледяном дворце на Неве) обещает быть особенно увлекательной.

Как и прежде, фестиваль, который стартует 25 апреля и завершится 10 мая, поделит внимание публики между камерными и симфоническими программами — на первые милости просим во флорианский зал Роберта Самута, расположенный в здании бывшей методистской церкви, на вторые — в мальтийскую столицу Валлетту, в одно из старейших европейских зданий «Сакра Инфермерия», где в XVI веке действовал рыцарский госпиталь, а ныне открыт Средиземноморский конференц-центр. В такой седой древности, среди священных камней сам Бог велел найти философский камень. Здесь же можно с отчетливостью осознать, как вечное в откликается в современном, чем мудрые музыканты обычно и пользуются.

Мальтийский молодежный оркестр

Среди таких не убеленных сединами мудрецов — Мальтийский молодежный оркестр, который выступит как раз в Средиземноморском конференц-центре под управлением известного британского дирижера Питера Старка. Последний руководит репетиционной деятельностью Молодежного оркестра Европейского союза, а попутно ездит по миру и налаживает контакты с организациями, способствующими развитию молодых музыкальных талантов. Широкой публике Старк известен благодаря участию в сериалах BBC 2 «Маэстро» и «Маэстро в опере», где он выступал в качестве ментора, обучая знаменитостей, вдруг оказавшихся в роли «учеников». На Мальте маэстро работает уже более 15 лет и внес немалый вклад в профессиональный рост молодых мальтийских музыкантов. Собственно, с этой целью и был основан Мальтийский молодежный оркестр — при поддержке Мальтийской филармонической академии, которая финансирует обучение талантливых оркестрантов за рубежом, с одной стороны, а с другой развивает музыкальное образование на острове. На Девятом МММФ молодые оркестранты, руководимые Питером Старком, представят публике юных мальтийских звезд: флейтистку Клару Галеа и виолончелистку Дезире Кинтано. В программе вечера — увертюры к «Кандиду» Леонарда Бернстайна и «Нюрнбергским мейстерзингерам» Рихарда Вагнера, редко звучащий Концерт для виолончели с оркестром Эдуара Лало и Концертино для флейты с оркестром малоизвестной француженки Сесиль Шаминад — эта пьеса, написанная по заказу Парижской консерватории для выпускного экзамена флейтистов, окутана флером салонной музыки XIX столетия и причислена к лучшим образцам жанра. К слову, Сесиль, композитор и концертирующая пианистка, была в особом фаворе у английских монархов; ее музыка даже исполнялась на похоронах королевы Виктории. Чтили ее и на родине: в 1913 году Шаминад, первая из композиторов-женщин, была удостоена высшей награды Франции — ордена Почетного Легиона.

Мальтийский филармонический оркестр

Мальтийский Международный музыкальный фестиваль, как и прежде, организован Европейским Фондом Поддержки Культуры под руководством Константина Ишханова, у которого какое-то особое чутье на гениев; мало кто сегодня наделен таковым. Оттого на фестивалях его уютно всем.

На этом, видимо, пора пока поставить точку. Но хочется — восклицательный знак.


Метки статьи:

Malta International Music Festivale European Foundation for Support of Culture Алексей Шор

Новости Мальты

Часовню Палаццо де Ла Саль открыли для посещения | Мальтийский вестник

Часовню Палаццо де Ла Саль открыли для посещения

09 марта 2020

Палаццо де Ла Саль был построен в конце XVI в. и являлся домом для рыцарей Ордена Святого Иоанна на протяжении сотен лет. Этот дворец с 1923 г. представляет собой резиденцию Мальтийского общества искусств (MSA). Малоизвестная дворцовая часовня укра...


Охранный статус присвоен театру под открытым небом в Сент-Джулиансе | Мальтийский вестник

Охранный статус присвоен театру под открытым небом в Сент-Джулиансе

09 марта 2020

Жилой комплекс конца XIX века, в саду которого расположен уникальный неоклассический театр, был официально признан градостроительным управлением как памятник исторического наследия первого класса (наивысший охранный статус, предоставляемый зданию). Зда...


400 000 автомобилей на дорогах Мальты | Мальтийский вестник

400 000 автомобилей на дорогах Мальты

09 марта 2020

Почти столько же, сколько и жителей. По данным Национального статистического управления, к концу 2019 года количество транспортных средств на мальтийских дорогах достигло 397 508, что на 12 000 больше, чем в предыдущем году. При этом 77,3% от этого кол...


Мальта удвоила число туристов | Мальтийский вестник

Мальта удвоила число туристов

09 марта 2020

За прошедшие десять лет Мальта удвоила число туристов — сообщают мальтийские СМИ, ссылаясь на данные Мальтийского управления по туризму. Для сравнения: в 2010 году остров посетило 1,33 миллиона туристов, а в 2019 — 2,75 миллиона. Министр туризма Ма...


Продолжается кампания по защите исторического сада в Пьете | Мальтийский вестник

Продолжается кампания по защите исторического сада в Пьете

09 марта 2020

Более 1400 человек подписали петицию против строительства отеля в Пьете, который, по словам защитников Виллы Фрере и сада на ее территории, приведет к разрушению исторической постройки, — сообщает Times of Malta. По данным издания, против строительства...


На Мальте появится электроавтобус | Мальтийский вестник

На Мальте появится электроавтобус

29 января 2020

На острове начнется тест-драйв первого электроавтобуса для парка общественного транспорта Мальты, — сообщает портал LovinMalta. Модель Vero 9 имеет длину 9,5 метров и состоит из трех модулей: зона водителя, зона пассажира и двигатель. Задача тест-драйв...


Скоро на Мальте

Традиционный музыкальный фестиваль на Гозо снова приглашает гостей на концерты, музыкальные лекции и дискуссии.

Gaulitana 2020

На данный момент форт реконструируют, поэтому обычно он закрыт для посещения.

Остров Маноэль: день открытых дверей

Выставка-продажа местных свежих органических продуктов, натуральной пищи, одежды, игрушек, предметов домашнего обихода и т.д., а также семинары, встречи с единомышленниками, музыка

Эко-маркет на Гозо

Всем посетителям предлагается уникальная возможность исследования жизни цвета в пространстве: участники действа создадут собственные шедевры из цветных теней.

Павильон Shadow Colour

После фильма состоится дискуссия с доктором Клаудией Борг, преподавателем Мальтийского университета, которая является исследователем в области искусственного интеллекта и специализируется на компьютерной лингвистике.

Фильм «Прибытие»

Гостям мероприятия предложат тосты и свежий апельсиновый сок.

Flea Market

Гости попробуют апельсиновые деликатесы.

Фестиваль апельсинов

Молодежный оркестр Гозо представляет свой проект: дань музыке Pink Floyd, в котором представлены треки из альбома легендарной группы Pink Floyd The Wall, а также другие произведения.

Not Just… The Wall

4 февраля состоится показ фантастического фильма-притчи режиссера Андрея Тарковского, снятого на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. В этой ленте действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, которая исполняет самые заветные желания. К этой комнате отправляются Писатель и Профессор — каждый по своим причинам. А ведет их туда Сталкер, проводник Зоны.

«Сталкер»

Согласно легенде, Апостол Павел отправился в Рим на суд кесаря, однако его корабль разбился у мальтийских берегов.

Феста Кораблекрушения Святого Павла

В исполнении Мальтийского филармонического оркестра под управлением Майкла Лауса прозвучит Серенада №10 си-бемоль мажор для духовых Gran Partita Вольфганга Амадея Моцарта.

Концерт Gran Partita

src="MV-31-web-resources/image/концерт_17.01.jpg" alt="" />

17 января

Концерт Hodon Fjuri Lil San Publiju

Коллегиальная церковь Святого Павла, Рабат
19:00

Кантата Hodon Fjuri lil San Publiju была создана по заказу газеты Il-Furjana, в честь 400-летия (1610-2010) провозглашения Епископом Томасом Гаргалло Святого Публия покровителем и защитником Мальты, а также 200-летия (1811–2011) с тех пор, как мальтийский скульптор Винченцо Димех вырезал статую Святого Публия из дерева. Премьера кантаты состоялась 29 января 2010 года в Соборе Святого Иоанна.

Концерт Hodon Fjuri Lil San Publiju

Благодаря традиционным китайским инструментам и музыке китайских композиторов (Ли Хуанжи, Ли Зилли) — это идеальная возможность познакомиться с китайской музыкой и культурой — заявляют организаторы

Концерт «Китайский Новый год»

Мальтийский филармонический оркестр примет участие в Фестивале барочной музыки в Валлетте, исполнив произведения Рихарда Штрауса, Луиджи Манчинелли, Доменико Чимароза.

Вдохновленные барокко

Они сошлись — электроника и классика. Современный немецкий композитор, продюсер, аранжировщик и электронный музыкант Свен Хельбиг на одной сцене с мальтийской пианисткой Шарлин Фарруджиа и Мальтийским филармоническим оркестром.

Карманные симфонии

Музыка Иоганнеса Брамса, Людвига ван Бетховена, Жоржа Бизе и Чарльза Камиллери прозвучит на традиционном Президентском новогоднем концерте.

Президентский новогодний концерт

Один из самых атмосферных садов Мальты находится на бастионе Мсиды — это протестантское кладбище XVII века, где были похоронены британские военные, чиновники, коммерсанты и члены их семей, а также один из самых известных мальтийцев — Микель Антон Вассалли (1764—1829) — «отец» мальтийского языка.

Тур Msida Bastion

В восьмой раз Мальта встретит фестиваль барочной музыки Valletta Baroque Festival, главной площадкой которого станет старинный Маноэль Театр. Кроме того, концерты фестиваля пройдут в Соборе Святого Иоанна, во Дворце Вердала, Дворце Сан-Антон, Палаццо Паризио, в Археологическом музее, в церковных соборах Рабата — всего в программе заявлено 17 площадок.

Valletta Baroque Festival

От ранних ироничных песен 60-х до замысловатых ритмических линий 70-х, от более поздних произведений до редких оригинальных версий партитур, Дуэт 2 x Z представляет шоу песен, танца, сольной фортепианной музыки и театра, посвященный одному из самых оригинальных композиторов нашего времени

Planet оf Prunes

Сольное шоу известного местного художника Чарли Гаучи превратит музей современного искусства Valletta Contemporary в пространство для инсталляции, построенной вокруг концепции лондонского ночного клуба Soho.

Шехерезада

Пьер Юиг — современный французский художник, который живет и работает в Париже. Обладатель Hugo Boss Prise-2002 «За достижения в современном искусстве». Пьер Юиг изучает пространство реальности и вымышленного. Скульптуру современного французского художника (которого уже называют классиком XX века) можно найти на Мальте в садах Бускетт

Выставка Deep Water

Мальтийский филармонический оркестр исполнит саундтрек к фильму «Король-лев», версии диснеевской классики, созданной в 2019 году

«Король-лев»: диснеевский фильм и живая музыка

Представление VITORI вдохновлено игрой в шахматы, где две команды готовы к бою ровно до того момента, как золотой Король влюбляется в черную Ладью

Представление VITORI от Cirque Du Soleil

Гости из разных стран — Великобритании, Франции, Польши, Австрии, Чехии — приедут на традиционный Рождественский фестиваль хоров.

Мальтийский международный фестиваль хоров 2019

Выставка объединяет известных художников, изображающих человеческую фигуру, — на картинах и в скульптуре.

Люди как вдохновение

Главный герой обитает в мире джиннов, волшебных ламп, загаданных желаний и невероятных чудес

Сказка «Алладин»

История о тяге к приключениям и неразделенной любви как нельзя лучше подходит для рождественских дней, наполненных не только радостью, но и светлой грустью

Сказка «Русалочка»

Праздник «зеленой индустрии» острова предполагает наличие инновационных экологичных рождественских подарков и угощений

«Зеленое» Рождество

Одна из самых больших рождественских деревень Мальты открывается в Рабате уже в четвертый раз.

Natalis Notabilis 2019

С 6 по 8 декабря исторический форт будет пропитан духом Рождества

Рождество в Форте Сент-Анджело

Рождественская елка, музыка, традиционный мальтийский вертеп и Сан- та-Клаус

Рождественская деревня на набережной Валлетты

В первый раз Мальта встречает соревнования по спидкубингу — сборке кубика Рубика на скорость

Malta Open 2019 Rubik's Cube

Интерьерные украшения, открытки, сувениры, ювелирные изделия на рождественской ярмарке, настоящий Санта-Клаус, с которым можно будет сфотографироваться

Рождественская деревня в Хамруне

Одним из самых известных и популярных событий на острове в предрождественские дни является Мальтийский международный органный фестиваль, который в этом году пройдет с 22 ноября по 6 декабря

Мальтийский международный органный фестиваль

В этом году фестиваль ŻiguŻajg будет посвящен таким вопросам, как защита окружающей среды, мультикультурализм и роль молодежи в обществе.

Международный фестиваль искусств для детей ŻiguŻajg

Мальтийский книжный фестиваль стал традиционным культурным мероприятием на средиземноморском острове, объединяющим всех, кто любит шелест страниц. У издателей, писателей и продавцов книг есть пять дней, чтобы привлечь как можно больше внимания к миру литературы.

Мальтийский книжный фестиваль 2019

Мальтийский филармонический оркестр даст четыре концерта в Москве в рамках проекта MPO MOSCOW TOUR — A Union of Cultures. Предстоящий тур организован Европейским Фондом Поддержки Культуры совместно с МФО, в партнерстве с Ассоциацией поддержки культурных инициатив (АПКИ), под патронатом Президента Мальты.

Объединение культур. Тур Мальтийского филармонического оркестра в Москве

Фестивалю покровительствуют три музы: театра, танца и музыки.

Three Palaces Festival 2019

EuroBirdwatch — это крупнейшее ежегодное мероприятие партнерства BirdLife, проходящее в рамках общеевропейской инициативы, где участвуют все партнерские организации BirdLife в течение одного и того же уик-энда в нескольких странах Европы и Центральной Азии.

EuroBirdwatch-2019

Фоном для фестиваля, посвященного тысячелетним достижениям искусства, служит чистая естественная красота теплой гозитанской осени.

Festival Mediterranea-2019

Изо всех событий, которыми так насыщена жизнь Мальты, это по праву считается одним из самых ярких и захватывающих.

Birgufest или Ночь свечей в Биргу

Театр «Диалог» представляет литературно-музыкальный спектакль «Норвежская баллада». В основу драматической части композиции положен рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Норвежская баллада

Тысячи фонарей (fjakkoli) на фоне безмятежной сельской местности Гозо… Добро пожаловать в общину Санта-Лучиа на празднование, посвященное Богоматери Фатимской (Оur Lady of Fatima)!

Fjakkolata

Мальтийский филармонический оркестр представит публике два знаковых произведения из мира классической музыки: Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова и балет Игоря Стравинского «Весна священная»

Концерт «Весна священная»

Мальтийский городок Зейтун будет праздновать начало сезона сбора оливок. Ежегодный фестиваль Żejt iż-Żejtun состоится в субботу, 28 сентября 2019 года.

Żejt Iż-Żejtun 2019

На четырнадцатом году своего существования Международный фольклорный фестиваль в Кале превратился в красочный праздник народного танца и музыки.

Международный фольклорный фестиваль в Кале

Июльский вечер на средиземноморском острове и классическая музыка в исполнении Мальтийского филармонического оркестра

Классика под звездами

В базилике Святого Георгия прозвучат произведения Эдварда Элгара «Серенада для струнных», Джозефа Веллы «Истинное лицо Бога» и Седьмая симфония Людвига ван Бетховена.

Заключительный концерт Международного фестиваля искусств

Имена русских классических композиторов соседствуют в этой программе с именами современных создателей музыки: американо-мальтийским композитором Алексеем Шором и канадским джазовым композитором Алланом Джилайлендом

Популярная классика: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга на Мальте

Праздник на улице поклонников ретро автомобилей наступит 9 июня, когда на Мальте состоится Valletta Concours de elegance — международный конкурс-смотр винтажного авто. Образцы автомобилестроения, на которые заглядывалась еще ваша прабабушка, разместят на главной площади Валлетты, где их будет придирчиво осматривать коллегия судей из разных стран, чтобы выбрать победителей в одиннадцати категориях: «историческое», «элегантное», «послевоенное», «спортивное», «классическое» и так далее. Среди этих 11 автомобилей будет выбрано «Лучшее авто шоу».

Valletta Concours de elegance 2019

3–5 мая Виктория, Гозо

Gozo Alive: культура в городе

25 и 26 мая Айн Туффия (Ghajn Tuffieha)

Eco Market Malta

24, 27, 30 апреля и 4 мая

Фестиваль фейерверков на Мальте

6 апреля Отель «Вивальди» (Golden Tulip Vivaldi Hotel St Julian’s) Зал Sonata Suites

«Что? Где? Когда?» на Мальте

Opportunities in Superyachts Annual Conference

Opportunities in Superyachts Annual Conference

The International Research Forum for Guided Tours

The International Research Forum for Guided Tours

Crypto Challenge Forum

Crypto Challenge Forum

Фильмы и музыка!

Фильмы и музыка!

Queen Meets Coldplay

Queen Meets Coldplay

Большая месса до минор — одно из последних произведений Вольфганга Амадея Моцарта, оставшееся незавершенным, как и знаменитый «Реквием». Месса была задумана необычайно обширной, и ее все равно невозможно было бы исполнить целиком во время церковной службы. В величественных хоровых частях ощутима связь с традицией Баха и Генделя, а в сольных партиях заметно воздействие итальянского стиля. По одной из версий, Большая месса стала благодарностью Моцарта Господу Богу за выздоровление его жены, Констанцы Вебер.

Вольфганг Амадей Моцарт "Большая месса до минор"


Прошедшие события

Это событие, собравшее вместе лучших мальтийских и международных исполнителей, обещает порадовать аудиторию встречей с современным джазом.

Мальтийский международный джазовый фестиваль 2019

4 мая-5 мая 10:00-22:00

Mdina Ditch Garden

Название говорит само за себя, но мы добавим несколько строк для тех, кто не готов пройтись на высоких каблуках, а также в стильном пиджаке в честь такого события. Стилисты, модели, коллекции, блогеры, имиджмейкеры и дизайнеры — весь мир глянца, к которому можно прикоснуться и почувствовать себя его частью. Самой главной задачей мероприятия является возможность предоставить площадку местным дизайнерам и купить их бренд. Многие из ныне признанных модельеров начали свою работу на Malta Fashion Week, так как это дало им платформу для показа своих ранних работ. Нет ничего лучше поддержки местных дизайнеров, потому что вы знаете, что помогаете расти им, а также этой творческой отрасли. Подробности на сайте www.fashionweek.com.mt

Malta Fashion Week