Скрипач Карен Шахгалдян и дирижер Алексей Галеа Кавалацци о предстоящих концертах февраля 2018
Как мы уже писали, 18 и 19 февраля на Мальте, в Репаблик-Холл Средиземно морского конференц-центра, пройдут гастроли Тюменского симфонического оркестра (Россия). За дирижерский пульт встанет мальтиец Алексей Галеа Каваллацци, солистом выступит российский скрипач Карен Шахгалдян.
Эти концерты проводятся Средиземноморским конференц-центром в сотрудничестве с Европейским фондом поддержки культуры — данные организации способствуют привлечению известных музыкантов и музыкальных коллективов на Мальту.
Мы посчитали, что лучше, чем солист и дирижер, о предстоящих концертах не расскажет никто. Итак, слово Карену Шахгалдяну и Алексею Галеа Кавалацци.
Карен Шахгалдян
— Ценители музыки на Мальте, несомненно, запомнили Ваши выступления и с нетерпением ждут предстоящего концерта в феврале. А с какими чувствами Вы — снова — едете на Мальту?
— На Мальту я всегда возвращаюсь с огромным удовольствием, это замечательное место. Я вообще очень
люблю места с историей, чего на Мальте хватает с избытком, плюс это подкрепляется отличной погодой, вкусной кухней и радушными людьми. Ну и, конечно, музыка — мой лучший туроператор, который всегда подбирает мне самые интересные направления.
— Как родилась идея концерта с Алексеем Галеа и Тюменским симфоническим оркестром?
— Так получилось, что мы уже были знакомы с Алексеем до этого проекта, сначала заочно по совместной учебе в Московской консерватории, хоть и в разные годы, но все равно в едином музыкантском пространстве. Потом мы встретились на Мальте, где Алексей выступил вместе со мной в камерном концерте в качестве пианиста. Так общение стало регулярным. С Тюменским оркестром и вообще с Тюменью у меня давняя связь. Я с удовольствием уже много лет, с самого детства, езжу с концертами в этот замечательный старинный русский город, где отличный зал и очень теплая публика. Я помню, как мечтали все музыканты региона о появлении своего оркестра, и очень рад, что эта мечта воплотилась в реальность и сейчас этот оркестр можно по праву назвать одним из лучших в России. Я уже сотрудничал с этим коллективом и в Тюмени, и в Москве, и очень рад, что мы встретимся все вместе на Мальте. С огромным удовольствием я буду исполнять вместе с Алексеем и оркестром скрипичный концерт Чайковского.
— На Мальте Вы исполняете музыку русских и армянских композиторов, в России — мальтийских (в составе Трио Хачатурян), таким образом содействуя взаимопроникновению культур двух наших стран. Насколько близка Вам ипостась культурного просветителя в дополнении к высокой миссии музыканта?
— Мне кажется, что это очень интересная задача для музыканта — расширять свой репертуар и осваивать новые «географические» произведения. Действительно, мы были очень рады вместе с Трио имени Хачатуряна представить на Мальте произведения Чайковского, Хачатуряна и Бабаджаняна, а музыку Алексея Шора, например, мы довольно часто играем и в России, и в других странах СНГ и Европы. Будет она звучать и в ходе нашего тура по городам России весной 2018 года. Более того, могу сказать, что нами недавно записан диск с музыкой Арама Хачатуряна и Алексея Шора, так что, например, армяно-мальтийское музыкальное сотрудничество выходит на новый этап. Надеемся, что сможем в будущем представить этот диск и мальтийской публике.
Алексей Галеа Кавалацци
— Еще один известный российский оркестр из России — Тюменский симфонический — вот-вот приедет на Мальту. Расскажи, как началось сотрудничество между Средиземноморским конференц-центром, Европейским фондом поддержки культуры и оркестром из самого старого города Сибири?
— Моя «российская музыкальная история» началась довольно давно. Закончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, я загорелся идеей организовать для наших мальтийских студентов бесплатные мастер-классы с педагогами высокого уровня. Я пригласил Юрия Диденко, который работал в классе моего профессора, легендарного Виктора Мержанова. Затем я познакомился с Константином Ишхановым, который был готов оказывать нам организационную и финансовую поддержку — вот так и началось наше сотрудничество. С тех пор Европейский фонд поддержки культуры проводит множество культурных мероприятий на Мальте и за рубежом.
Средиземноморский конференц-центр регулярно сотрудничает с фондом. Мы совместно организуем камерные и симфонические проекты. На волне успеха наших предыдущих мероприятий мы решили пригласить на Мальту российские оркестры, и так возникла идея привезти сюда Тюменский симфонический. Это молодой и живой коллектив. Я дирижировал различными симфоническими и камерными оркестрами по всей России и никогда не упускаю возможность поработать там.
— Какая программа нас ждет?
— Исполнить Брукнера было моей идеей. Захотелось включить в программу и произведение русского композитора, поэтому остановились на концерте Чайковского. А бетховенская увертюра «Эгмонт» — популярная и красивая работа.
— Российские музыкальные коллективы выступают на Мальте уже не в первый раз. Все это — часть масштабного проекта, призванного обогатить культурную жизнь Валлетты, не так ли?
— Именно. Любая столица имеет притязания на титул культурного центра, и Валлетта не исключение, поэтому и приглашает различные оркестры. Это важная составляющая культурной жизни города.
— В феврале пройдут два концерта, один для взрослых, другой для детей. Расскажи чуть подробнее о концерте для юных любителей музыки. Что нового они для себя откроют?
— Прослушивание симфонии само по себе является опытом. У мастеров всегда есть чему поучиться, а попытки отыскать красоту в музыке на многое открывают глаза. К счастью, мы можем учиться у мастеров без посредников — кроме, пожалуй, самого оркестра, источника музыки. Пусть молодежь приходит — музыка сама их всему научит.
Известно, что концерты проходят по давно устоявшейся традиции: внешне пассивная публика внимает музыкантам, которые творят искусство на сцене. Бездействие публики обманчиво, потому что в процессе концерта она взаимодействует с музыкантами и получает наслаждение от музыки. Не случайно сцена и зрительный зал как бы противопоставлены друг другу.
Давно сложилась и культурная традиция, определяющая поведение публики и музыкантов, и мы должны учить наших детей вести себя подобающе и уважать Великое. Но для этого молодым слушателям нужно пережить определенный опыт самостоятельно.
В конечном счете, самое большое преступление, которое мы можем совершить против будущего поколения, — это недооценить его способность к восприятию. Культурное образование предполагает предоставление возможностей для интеллектуального роста и не имеет ничего общего с развлекательными шоу для детей и взрослых. Последние — антиобразовательные мероприятия, если можно так выразиться, и они во многом повинны в том, что молодежь утратила способность понимать высокую культуру.
Кроме того, каждое культурно-образовательное учреждение призвано выполнять определенную роль. В идеале не должно быть дублирования: театр предназначен для театральных постановок, концертный зал — для академических концертов, школа — для изучения музыки и оркестр — для ее исполнения. Если же миссии каждого из них обозначены расплывчато, в долгосрочной перспективе мы имеем снижение культурного уровня широкой общественности. Возможно, как раз засилье «менее культурных» мероприятий и ведет к созданию институтов с нечеткой миссией, а не наоборот.
Нужно знакомить детей с серьезной музыкой без привнесения каких-либо излишних элементов действа и, прежде всего, не нарушая веками заведенный «концертный ритуал» — основы для реального понимания происходящего на сцене. Поэтому если все сложится как надо, некоторые музыкально одаренные дети смогут оценить красоту симфонии Брукнера, а в следующий раз будут в состоянии понять еще больше… Можно привести и такой пример: дети читают Шекспира и Пушкина не потому, что способны в раннем возрасте постичь тайны любви и смерти, а потому, что нужно же когда-то начинать приобщаться к Великому. Но этого не произойдет, если читать низкопробную литературу или слушать исключительно легкую музыку.
— В концерте также примет участие известный российский скрипач Карен Шахгалдян. Это твое первое сотрудничество с ним?
— Я уже сотрудничал с Кареном как пианист, мы вместе выступали в Средиземноморском конференц-центре, исполняли сонаты и виртуозные пьесы. Карен — мой коллега и друг, и я всегда рад сотрудничеству с ним.
Метки статьи:
Известные гости Мальты • Мальта и Россия • Новости культуры • События на Мальте • Русские на МальтеЧитайте также:
Доблесть и слава, или история и тайны рыцарского оружия
01 февраля 2020
Во всех сувенирных магазинах и лавочках Мальты можно увидеть фигурки рыцарей-иоаннитов — большие, маленькие, даже огромные. Сияют доспехи, алеют или темнеют плащи, блестит оружие… Загораются глаза у детей и взрослых: так заманчиво выглядят эти игрушечные рыцари, а заодно можно представить себе, как выглядели настоящие!
Мальтийская литература. Happy weekend
05 декабря 2021
(Окончание. Начало в предыдущем номере или на сайте maltavest.com)
Будьте как дома
27 июля 2017
Столкновение с другой культурой, непонимание, сопротивление, потеря привычных ориентиров — состояние, знакомое большинству людей, сменивших страну проживания. Ученые называют это культурным шоком или стрессом адаптации. Дискомфорт от разницы менталитета, привычек наступает не сразу, вызывает ощущение чужеродности, непохожести, реакции от недоумения и одиночества до устойчивого раздражения и неприятия. Знакомо?
Русские беженцы на Мальте в 1919–1922 годах, или дорогами Великого Исхода
29 ноября 2017
Выражение «семнадцатый год» давно и прочно вошло в нашу жизнь и речь. В 2017 году мы отмечаем 100-летие русской революции. Она не только навсегда изменила мировое устройство и повлияла на все дальнейшие события ХХ века, но и подарила мировой культуре уникальное явление — «русское зарубежье».
Геррит Глейнер: "Настоящий музыкант обладает даром воздействовать на публику не только со сцены, но и вне ее"
12 июня 2018
Дениз Реджич беседует с Герритом Глейнером, директором департамента концертов и искусства компании Steinway & Sons и создателем Steinway Prizewinner Concerts Network. Господин Глейнер признается в любви к музыке и делится рецептом успеха, который поможет любому участнику конкурса пианистов стать победителем – не только на сцене, но и на протяжении всей музыкальной карьеры.